Как пережить половое созревание ребенка. Помощь родителям

612348199Порой нам кажется, что проще пережить два пожара и три переезда, чем подростковый кризис у ребенка. А все потому, что при общем хаосе и раздрае в переезде мы можем хоть как-то управлять процессом, чего не скажешь о наших детях после 12-13 лет.

Внезапно тихий послушный мальчик — участник олимпиад и гордость школы не может удержать в голове список из «хлеба и молока», когда вы отправляете его в магазин за углом, а иногда и вовсе, выбежав за хлебом, возвращается через 5 часов, напрочь забыв купить что-то. А скромная отличница вдруг приходит в последний день четверти с дневником, полным троек и посланий от учителей на 2 листа каждое, подстриженной под корень челкой и тремя серьгами в носу. Мама хватается за сердце, отец хватается за ремень, в ход идут все способы воздействия от слезливых «мать в могилу сведешь в самом расцвете лет» до репрессивного отъема всех гаджетов и отказа оплачивать айтьюнз. Но самым неприятным для всех родителей оказывается тот факт, что никакие увещевания и запреты не работают.

В этот момент и начинается череда ошибок, которые все больше усиливают раскол между ребенком и родителем. Но этого возможно избежать.

Давайте разберемся, почему же с нашими прекрасными, любимыми, воспитанными и талантливыми детьми происходят такие метаморфозы, и почему, встречаясь с друзьями, имеющими детей такого же возраста, мы слышим одинаковые по сути истории про то, что был таким хорошим, и вдруг слетел с катушек.

Головной мозг, как известно, созревает не сразу, а занимает это у него долгих 20 лет и именно в подростковом возрасте происходит активное созревание лобных долей мозга. Что это значит?

Именно лобные доли отвечают за работу таких функций мозга как внимание, планирование, удержание программы поведения, мотивацию, сличение полученного результата с запланированным и дальнейшую корректировку, в случае необходимости.

Помимо того, что созревание идет непосредственно у этих отделов мозга, так еще происходит укрепление межполушарных связей, растет количество нейронных связей всех долей мозга друг с другом. То есть, до этого за счет других структур, уже сформированных, наши дети вполне могли удерживать данную нами им программу «хорошо учиться, слушаться родителей, ходить на музыку и английский», но когда начинается пубертат имеющиеся «временные связи» рушатся, для того, чтобы мозг полностью созрел и свои функции начали выполнять уже другие отделы. Что же получается, проще говоря? Старые функциональные системы уже не работают,  а новые еще не наладили свою работу. Ребенок не «не хочет вас услышать» и сделать то, что вы попросили, он просто не может этого сделать в силу объективных причин. Те же нейронные связи, которые уцелели, проходят процесс миелинизации, то есть покрываются электроизолирующей оболочкой, которая в разы ускоряет скорость проведения сигнала.

Теперь о ваших детях.

В этом возрасте подростки очень уязвимы, так как в них живут одновременно две потребности:

Потребность утвердиться в кругу друзей и ровесников

Пренебрежение опасностью и риском

С одной стороны, бушующие гормоны делают подростков очень эмоциональными, что всегда негативно отражается на мыслительной деятельности даже у взрослых людей, а с другой, из-за процессов созревания мозга он, и без влияния гормонов, сам по себе не готов полностью обеспечивать целенаправленное поведение. Поэтому и симптомы у всех подростков практически одинаковые:

1) малая концентрация (большая отвлекаемость) и время активного внимания
2) неусидчивость;
3) импульсивность поведения;
4) подражательность, внушаемость и т. д.

Лишь позже, к 15-16 годам, лобные доли созреют, будут построены новые связи, нервные волокна миелинизируются, будет налажено межполушарное взаимодействие, связь лобных долей со всеми другими структурами, амигдалой и корой мозга – областями мозга, ответственными за формирование как положительных, так и отрицательных эмоций — только тогда подростки становятся эмоционально зрелыми и способными сами четко планировать и удерживать программу действий и самостоятельное сличение результата.

Что же могут сделать родители для того, чтобы их ребенку было проще пережить столь нелегкий период и не потерять дружеские и доверительные отношения?

Основное – поддержать своего ребенка. Да, вы часто слышали эту фразу, возможно, она кажется непонятной, заезженной, нерабочей, бесполезной, несмотря на простоту. Поэтому вот ее расшифровка:

Расскажите подростку, что с ним происходит и почему. Если вам сложно, то можно обратиться за этим к специалисту. Согласитесь, что любую новую и страшную ситуацию нам всем проще переживать, когда мы понимаем, что происходит и что проблема конечна. Если подросток в третий раз пошел в магазин и в третий раз забыл что-то купить, не надо устраивать скандал, просто вместе посмейтесь над ситуацией. Ругань и истерики никогда никому ничего хорошего не приносили и не принесут. Ведь сложный переходный период закончится, а потерянное доверие будет трудно вернуть.

Юлия Безмельцева

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *