Почему люди с аутизмом не смотрят в глаза

Многие знают, что важным и одним из основных критериев диагностики аутизма является снижение зрительного контакта. Но на самом деле не все так просто и линейно, как кажется на первый взгляд.

Для начала стоит сказать, что:  исследования, проведенные Marcus Autism Center в Атланте и Медицинской школой Университета Эмори показали, что дети с аутизмом не избегают зрительного контакта специально. Исследование, проведенное на 86 2-х летних детях, выявило, что дети устанавливают прямой зрительный контакт, а при неоднократном предъявлении лиц они смотрят в глаза такое же количество времени и с такой же частотой, что и их сверстники без аутизма.

Тем не менее, факт остается фактом, люди с аутизмом избегают контакта глазами. Раньше говорилось о трех причинах этого избегания: одна из них заключается в том, что дети с аутизмом избегают зрительного контакта, потому что они находят его стрессовым и отрицательным. Другая гипотеза — дети с аутизмом меньше смотрят на чужие глаза, потому что социальные сигналы от глаз не воспринимаются как особо значимые или важные для обработки информации (читаем «считывания эмоций») , ну и третья, самая распространенная, заключается в том, что его отсутствие — признак социального и личного безразличия.

Почему так важно было понять истинную причину? Потому что в зависимости от причины происходит выбор правильного или неправильного лечения. Но согласитесь, лечить боли в ноге подорожником при переломе можно, но мало эффективно.

И вот буквально на днях группа исследователей из Центра биомедицинской визуализации им. Атинулы А. Мартинос в Массачусетской общей больнице, пролила свет на механизмы мозга, участвующие в подобном поведении. Результаты показывают, что, вопреки тому, что считалось, кажущееся отсутствие межличностного интереса у людей с аутизмом обусловлено отсутствием беспокойства, скорее, результаты показывают, что это поведение — способ уменьшить неприятное чрезмерное возбуждение, вызванное переактивацией в определенной части мозга.

Ключом к этому исследованию является подкорковая система мозга, которая отвечает за естественную ориентацию на лица, замеченная еще у новорожденных, и которая, в дальнейшем, важна для восприятия эмоций. Подкорковая система может быть специально активирована зрительным контактом, а среди лиц с аутизмом она была чрезмерно чувствительной к эффектам, вызванным прямым взглядом и эмоциональным выражением.

Используя функциональную магнитно-резонансную томографию (fMRI), исследователи измеряли различия в активации в компонентах лицевой обработки подкорковой системы у людей с аутизмом и в контрольной группе, они рассматривали лица либо свободно, либо при ограничении просмотра в области глаз. В то время, как активация этих структур была одинаковой для обеих групп, проявлявшихся во время свободного просмотра, у пациентов с аутизмом наблюдалась гиперактивация, когда их заставляли сконцентрироваться на области глаз. Это было особенно заметно на пугающих лицах, хотя подобные эффекты наблюдались при просмотре счастливых, сердитых и нейтральных лиц.

 

Результаты исследования подтверждают гипотезу о дисбалансе между возбуждающими и тормозящими сигнальными сетями мозга при аутизме — возбуждение относится к нейротрансмиттерам, которые стимулируют мозг, тогда как ингибитор относится к тем, которые его успокаивают и обеспечивают равновесие. Такой дисбаланс, вероятно, является результатом разнообразных генетических и экологических причин, может усилить возбуждающую сигнализацию в подкорковых схемах, связанных с восприятием лица. Это, в свою очередь, может привести к ненормальной реакции на зрительный контакт, отвращение к прямому взгляду и, следовательно, аномальному развитию социального мозга.

Таким образом, напрашивается вывод, что принуждение детей в ходе КПТ к насильному установлению зрительного контакта может вызвать у них высокую степень тревоги и беспокойства, а вот очень медленное привыкание к нему, наоборот, скорее может им помочь преодолеть гиперреакцию и научиться справляться с ним в долгосрочной перспективе, не вызывая отторжения на эмоциональном и физиологическом уровне.

Юлия Безмельцева

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *